Дизельный сварочный агрегат представляет собой обычную электростанцию, но при этом имеет некоторые особенности в виде сварочного блока, позволяющий сваривать различные металлы и их сплавы. Главное достоинство дизельного генератора для сварки – его автономность.
Область применения
Сварочные дизель генераторы широко используются в строительстве, когда нет постоянного и стабильного источника электроэнергии. Они незаменимы при прокладывании сетей водопровода и отопления.
В этих условиях требуется постоянное перемещение вдоль трассы и соответственно постоянное переключение сварочных аппаратов к ближайшему источнику электропитания. Использование дизельного генератора снимает эту проблему.
Они также используются при прокладке газо и нефтепроводов, магистральных линий связи. Все строительно-монтажные поезда оснащены дизельными сварочными генераторами.
В полевых условиях они выполняют функцию сварочного поста и источника энергии для различных электроинструментов, обеспечивают освещением и теплом в случае надобности вахтовый поселок.
Конструкция
В общем случае сварочная электростанция представляет собой совокупность двух агрегатов:
- двигателя внутреннего сгорания (бензинового или дизельного);
- генератора электрического тока (постоянного или переменного).
Устройства устанавливают на одно шасси. Валы двигателя и электрогенератора связаны между собой напрямую или через редуктор. Запуск дизельного двигателя внутреннего сгорания вызывает вращение вала генератора, что в свою очередь приводит к выработке электрического тока.
Дешевые модели дизельных электрогенераторов вырабатываемый ток сразу выдавали на сварочный понижающий трансформатор. При сварке сила тока должна поддерживаться на одном заданном уровне, но от воздействия многих факторов она меняется в широком диапазоне.
Это влияет на качество шва. Дизель и электрогенератор не успевают отрабатывать изменения в процессе сварки. Чтобы преодолеть этот отрицательный момент в последнее время стали применять инверторную технологию.
На выходе электрогенератора стали устанавливать диодные выпрямители. Получившийся постоянный ток затем преобразовывается в высокочастотный импульсный. Только после этого его подают на понижающий трансформатор.
На выходе, если имеется надобность, переменный ток может преобразовываться опять в постоянный. Благодаря этим преобразованиям появилась возможность мгновенно реагировать на изменения сварочного тока.
В результате получился переменный ток с правильной синусоидой без искажений при любых режимах работы сварщика. Это значительно упростило его работу и повысило качество сварки. Вольт-амперная характеристика получилась круто падающей, что и требуется при ручной дуговой сварке.
Единственный недостаток дизельного сварочного генератора с инвертором – это его повышенная цена по сравнению с обычными аппаратами.
Модификации
Сварочные генераторы бывают однофазные и трехфазные. Первые обычно имеют небольшую мощность и применяются в мелких хозяйствах и мастерских. Вторые имеют большую мощность и позволяют работать нескольким сварщикам одновременно.
Бензиновые генераторы удобны при работе в условиях низких температур, при работе непродолжительное время. Они просты в эксплуатации и в ремонте. Имеют невысокую стоимость. Поэтому получили распространение у дачников и индивидуальных предпринимателей.
Дизельные аппараты имеют возможность работать непрерывно в течение длительного времени. Выдерживают тяжелые условия сварки. Мощные модели электрогенераторов обычно делают дизельными. Они более надежные, экономичные, позволяют работу нескольких сварочных постов.
Некоторые начинающие сварщики, пытаясь сэкономить, приобретают сначала сварочный аппарат, а затем приобретается электростанция. Это может привести к неправильному подбору рабочей пары электрогенератор – сварочный аппарат.
Здесь нужно учитывать, что электрогенераторы изначально разработаны для работы со сварочным аппаратом и имеют все необходимые настройки и защиты.
Кроме этого оборудование для сварки выполнено на одном шасси. Все регламентные и ремонтные работы при последующей эксплуатации будут меньше, чем при раздельной покупке устройств.
На чем основан выбор
В настоящее время на рынке предлагается большое количество дизельных сварочных электрогенераторов. Раньше предлагались только дизели большой мощности. Сейчас можно приобрести дизельные аппараты мощностью от 2 кВт.
Такой широкий выбор некоторых ставит в тупик. Для того, чтобы сделать правильный выбор следует подумать, с какими материалами придется иметь дело. Какие толщины металла придется сваривать? Как часто придется работать и как долго? Каковы требования по мобильности?
Определившись с этими вопросами, можно приступать к выбору производителя. Например, требуется работать с металлом толщиной 2-10 мм. Для него нужен электрод до 4 мм диаметром. С такими электродами работают на токах до 160-200 А. Значит, нужно выбирать дизельный генератор со сварочным током не менее 160 А.
Если предполагается работа с углеродистыми сталями, алюминием или нержавейкой, то имеет смысл использовать генератор с выходным переменным сварочным током. Цена такого устройства будет дешевле аппарата на постоянном токе.
ТОП-5 производителей
На рынке получила распространение дизельная сварочная продукция российской компании под маркой «Вепрь». В этой компании выпускают дизельные генераторы мощностью от 4,5 кВт до 10 кВт. Аппараты базируются на дизеле японской фирмы Yanmar или итальянском двигателе Lombardini.
Это трехфазные генераторы постоянного тока, которые могут использоваться как для дуговой сварки, так и использоваться как источник напряжения 380 В и 220 В. Самая мощная модель выдает ток сварки 400 А. Имеется электрический стартер. Может работать с электродами до 8 мм.
Большой популярностью пользуются генераторы Huter. Например, модель DY6500LXW представляет собой однофазную электростанцию со сварочным блоком на 200 ампер. Предусмотрены два стартера. В генераторе имеются розетки на 220 В, 12 В и система защиты от перегрузок.
Широкая номенклатура сварочных генераторов итальянской фирмы MOSA позволяет приобрести аппарат на любой вкус. Фирма выпускает устройства от 4,8 кВт до 32 кВт.
В качестве двигателя внутреннего сгорания используются надежнейшие японские и итальянские дизели. Электрогенераторы бесщеточные, синхронные, трехфазные. Могут использоваться как автономный источник электроэнергии.
Китайский производитель компания «ТСС» выпускает вполне достойные дизельные однофазные генераторы мощностью от 3,3 кВт. Выходное напряжение 220 В. Ток сварки находится в пределах 45-180 А.
Еще один китайский производитель компания Champion активно предлагает свою продукцию, которая схожа по характеристикам с другими производителями, но предлагается по более низкой цене.
В последнее время стали производить универсальные дизельные сварочные генераторы. Кроме основной функции они выполняют задачи электростанции. Обеспечивают работу большого количества электроинструментов.
В условиях сельской местности с ее постоянными перебоями электропитания дизельные электрогенераторы, благодаря своей надежности, становятся универсальными системами энергообеспечения.